На КРЫЛЬЦЕ НОК: за кадром

Автор и фото: ©Андрей Кокашинский
                           

Итак, 25 ноября 2004 года на очередном-отчетно-выборном Олимпийском собрании я был избран членом Национального олимпийского комитета Республики Беларусь! А вот "сильного" директора сняли с должности. Снял лично Президент НОК Беларуси.

Следует заметить, что должность исполнительного директора НОК по обязанностям приравнивалась к рангу "если не министра, то как минимум управляющего делами Совета Министров". В общем, статус очень серьезный. Потому-то "бывший" и смотрел на директора Белорусской олимпийской академии, как "капитан белого трансатлантического сейнера на рыбака с резиновой лодке"! И вот теперь он был  лишен высокомерия и плавал где-то рядом, даже без лодки.

Перед первым вице-президентом НОК встала серьезная задача - найти хорошего спортивного управленца на освободившуюся высокую должность. Многие считали, что равноценной замены не подберут и "бывшего" в конце концов вернут на прежнее место. Пока же для него в аппарате НОК создали буферную спецдолжность "советника-консультанта", так как в Министерство спорта и туризма идти он напрочь отказался, заявив, что нет у него необходимо стажа чиновника, и на пенсию оттуда он выйдет "голышом". Прошло три месяца, но отзыва своего решения от Президента не последовало, как ни надеялись.

Ректора БГУФК, председателя БОА на Олимпийском собрании избрали вице-президентом НОК Беларуси! Наверное, после удачно проведенной конференции решили, что надо олимпийское образование в стране поднимать?! Так что, статус у него теперь соответствовал статусу человека "номер 3" после Президента НОК, Очень высокий! Естественно, теперь перед ним вставали и новые важные задачи, за которые на очередном собрании его обязательно спросят и очень серьезно! Мне даже показалось, что он был не очень-то рад такому высокому своему назначению.

Так или иначе, но серьезный разговор между нами о дальнейшем сотрудничестве состоялся. Говоря о своем теперь высоком общественном положении, он хотел, чтобы техническую работу "под него" я не просто готовил, как прежде, а поднял бы ее на более высокий уровень??! Статус требует.

Мой ответ был: "Согласен!". Но, с условием. Раз уж у первого вице-президента НОК вдруг появился штатный советник-консультант в лице "бывшего" директора, то за подобную работу и мне определенная компенсация не помешала бы. Референт вице-президента - должность серьезная! Вот, если бы ректор походатайствовал, чтобы меня на какие-то "пол-ставки" в НОКе оформили? А то забесплано, как раньше, работать уже не хочется! Дети в семье подрастают - и расходы, соответственно, растут. Пришлось даже заняться подработкой на стороне. Ну, а если в НОКе пойдут навстречу, то работать будем как и прежде, и нового высокого уровня обязательно добьемся. Ведь и мне сейчас уходить никуда не хочется, база в БОА наработана приличная. К тому же за это время прирос я душой  к олимпийскому движению!

Предложение было прямолинейным, но вполне законным, исходя из внезапного ограничения ректором моего творческого пространства в БОА. Ну, а если я - наемник, тогда - плати! И он, человек опытный, не глупый, тот еще аппаратчик, как говорили раньше руководители в высоких эшелонах КПСС, согласился с моими доводами, помня, что за пять лет работы от меня была только польза. За это время был дан новый толчок внедрению олимпийского образования в Беларуси, а также проведена научная конференция, с трибуны которой прозвучало, что БОА берет в свои руки это важное научное направление в стране.

Однако, возвратясь после разговора по моему вопросу с первым вице-президентом НОК, ректор с некоторой растерянностью вымолвил следующее: "Не хотят тебя оформлять референтом на пол-ставки. Тебе предлагают занять должность... исполнительного директора!".

Ха! Немая сцена. Мне предлагают должность бывшего "сильного" директора?!! Вот это да! "Грандиозная олимпийская ступенька!" - пронеслось в голове, и я, понятное дело, сразу же принял предложение! Такой поворот ко всему снимал многие "повисшие в воздухе", никак по-другому не решаемые вопросы. Давно пришло время рубить "гордиев узел". Прежде всего, это касалось дальнейшей работы в олимпийской академии, куда деньги ну просто не хотели идти. Не получалось там никакого законного бизнеса, - не было "стартового" капитала для этого. А "скользкие", рискованные темы могли подставить ректора под удар! А он особо рисковать не хотел.

Ну, а мне ради чего тогда оставлять двух своих детей без родного отца? Ведь, чуть что, меня могли не только разорить, но и просто посадить! А после случая с конференцией ректору я уже не доверял. Прикрывать мои риски ради процветания БОА, ради моей зарплаты, никто не будет! Однако зарплату-то домой, хочешь не хочешь, а приносить надо. Дело это мужское. Потому что, как только женщина заявила, что кормит тебя, остается только одно - бежать и спасаться от нее. Так учат классики.

Для ректора, думаю, эта нежданная рокировка, стала настоящим ударом. Теперь БОА повисала над пропастью: директор уходит, идей нет, денег нет! Снова придется искать умного труженика, из которого придется выжимать необходимый результат. А где-ж его такого дурня теперь найдешь? Разве что аспиранта какого привлечь, "удочки носить"...

Но мысли мои были уже далеко. Теперь я понимал, что с новым статусом возникнет и длинный перечень непростых, во многом неизвестных обязанностей. Причем придется встретиться с "бывшим" директором, который мне такого шага, перечеркивающего надежду вернуться, скорей всего, не простит. Наверняка будет мстить, ставить палки в колеса. С его характером так оно и будет. И аппарат его весь остался прежний, люди чужие мне, неизвестные. Сложно будут их на себя перенастроить.

Немалую опасность представляют дочерние предприятия НОК, для меня они - это в чистом виде зоны "Х". Да и "подковерные игры" разные, о которых немало писали в СМИ, тоже поле для раздумий и решений. Придется самому вникать в эти расклады, посвящать в них никто  не будет. А не разберешься, смотришь и сам угодишь в какую неприятность. Потом не отмоешься. Вот, какая непростая задачка впереди намечается. Практически один входишь в черную комнату. А что там под ногами и над головой? Неизвестно...

А вот мою жену такая картина весьма устраивала,  -  зарплата теперь будет стабильной! Она-то не понимала, за какой сложный, ответственный клубок дел я брался ради семьи, а значит, теперь дома меня она редко увидит.

Прежняя штаб-квартира НОК  - 2005 г.
Но так было надо. И требовалось дерзать. Ведь ко всему прочему мне оказали высочайшую честь! По сути - сам Президент! И это очень сильно подкупало. Я же, как известно, люблю сложные проекты и экстремальную обстановку, в которой рождается желаемый результат. И на счет результата не беспокоился. Знал, что положительных итогов всегда добьюсь и оказанную честь обязательно оправдаю. В жизни с таким уже приходилось ни раз сталкиваться: мне доверяли, и я не подводил. Правда, на таком высоком уровне и в такой многогранной, запутанной организации действовать еще не приходилось.

Но я же здесь не один! Меня пригласил сюда человек в НОКе "номер 2". Поэтому, думаю, разобраться на первых порах в такой сложной обстановке он мне обязательно поможет.

Знал бы я в тот момент, как ошибался. Никто мне помогать и не собирался. Взялся за гуж, не говори, что не дюж! До всего сам доходи. Единственным ободряющим обещанием было: "Если с кем-то возникнут конфликты по работе, я вас помирю!"...

В общем, все опасности и риски, о которых думал, догадывался и не догадывался, вскоре повысовывались отовсюду, и нацелились на меня, словно иглы дикобраза. Но самой острой иглой была неразделимая спайка, - куда вице-президент, туда и "бывший". Словно его тень. При всех наших разговорах и совещаниях "тень" непременно присутствовала, и часто вставляла свое "я", стараясь поддеть и выставить отсутствие у меня опыта в некоторых вопросах. Но опыт приходит со временем... В общем, началось. Но об этом чуть позже.
_______________________

После моего согласия занять должность исполнительного директора НОК Беларуси прошел целый месяц, - целый месяц разных документов, разных проверок, разных согласований. Но я не расслаблялся, на имел на то права. Надо было готовился к встречам с коллективом, с журналистами, к очень непростой, даже специфической работе. Это уже не была Олимпийская академия, это - та организация, за которой пристально следят во всем мире, тем более, внутри страны. Поэтому я уже тогда начал разрабатывать новую программу НОК, как теперь говорят, "дорожную карту" под новые горизонты, определенные Президентом НОК на Олимпийском собрании.

И вот 17 марта 2005 года двери в НОК распахнулись, и в него вошел в моем лице новоиспеченный исполнительный директор! Через 5 дней мне исполнилось 45. Отличный возраст для созревшего к такой высокой должности руководителя.

Впереди я пока увидел край той самой, грандиозной олимпийской ступеньки, мысль о которой совсем недавно пронеслась в голове. Но край - это еще не вся ступенька. Предстояло в очень короткие сроки разобраться в ней уже изнутри. Мне предстояло покорение совсем незнакомой территории, причем на которой уже действовали различные силы, абсолютно неведомые, непонятно, куда направленные. Но некоторые из них, как я заметил, были откровенно повернуты ко мне острой стороной. Придавало силы лишь то, что и мой потенциал для них был неизвестен и за меня поручился человек  "номер 2" в НОКе после Президента...

Однако, господа, штурвал теперь в моих руках! И я обязан оправдать высокое доверие. Не знал я еще, за что взялся и как... Но так было надо.


 предыдущая         вверх          следующая  


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

БЕЛОРУССКАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОМНИ ПРАВДУ!

ЖУРНАЛ "МИР СПОРТА"