ТОМАРИ-ТЕ

Тренировки по карате в начале 1978 года считались подпольными. Тех же, кто пытался создать секцию по данному виду задерживали, а то могли и посадить. Работники МВД и КГБ противились развитию этого спорта и даже созданию в СССР федерации карате, так как вид считался боевым, а в органах тогда им редко кто владел. Федерация появилась лишь в конце 1978 года, затем в 1981 ее снова закрыли.

Мы начали тренироваться в начале 1978, понятное дело, подпольно. Тренировки проходили в подвале пустующего бомбоубежища, в одном из общежитий института, в котором я тогда учился. Тренер мой был самоучкой. Он получал знания из разных самодельных книжек, листков, фотографий, которые доставал через знакомых, иногда покупал из-под полы. Странно, но фамилия у него была Караченко, почти как Карате-нко, на что я ему часто с улыбкой указывал.

Почетный вымпел, завоеванный на турнире "Абердин - Гомель" в 1992 г.
А вручил мне его теперь уже великий Ронни Уотт

Подобные материалы тогда мог достать каждый, стоило лишь захотеть. Иногда после получения стипендии я тоже прикупал такие брошюрки. Правда, качества они были весьма дерьмового, потому и стоили копейки. Но разобрать в них кое-что можно было. Однако общего представления об этом японском искусстве, тем более выстроенной системы занятий, конечно же, они не давали. В те годы информационное поле было очень узкое, не то, что сейчас. Интернета не было, качественного видео не было. Самих видоемагнитофонов тогда еще и в глаза не видели. Многие тренировались, отдавая дань моде, но многие, приобретая какой-то мало-мальский опыт, загорались и становились настоящими фанатами. Как раз Коля, мой сенсей, был таким отпетым фанатом.

Сначала мы занимались вдвоем и за год, к концу 1978, на мой взгляд, добились неплохих результатов, особенно в физподготовке, растяжках, в основных несложных элементах и движениях: стойках, ударах, типа "ои-цуки", в блоках. Мы были уверены, что тренируемся в рамках окинавской школы карате, и могли уже кое-что из освоенного показать. Постепенно секция разрослась. Пришли новые ребята, привнесли что-то свое. За свои личные средства стали арендовать спортзал с вечера до поздней ночи. К тому времени это стало допустимым, так как  федерация карате СССР была официально признана, что позволяло выйти на свет из бетонного  бомбоубежища!

Тренируясь, я добился прекрасной растяжки, - чуть ли не полностью садился в поперечный шпагат! Тут сказалось и посещение в 6-м классе тренировок по спортивной гимнастике, где над растяжкой тоже приходилось работать. Поэтому удары ногами получались у меня размашистее, чем у других, особенно, "маваши-гери" и "уширо-гери". Они были выше, а потому - четче и точнее.

В то время мне в руки попала почти до дыр затертая самиздатовская книжка неизвестного автора об одном из окинавских стилей - "томари-те". В ней рассказывалось о мастере Косаку Мацумура и его двух мощнейших учениках. Там было много рисунков, даже фотографий, правда, плохого качества. Но все же, кто-то с большим уважением отнесся к своему труду. Он сделал подробное описание каждой стойки (дачи), каждого вида удара, других приемов и движений.

http://www.karate-scotland.info/club-events/9th-dan-for-ronnie-watt.html
Автограф Ронни Уотта. Теперь у него уже 9-й дан.
.
Но, главное, из этой книжки я понял, что суть мастерства в карате не в нападении и уничтожении противника. Суть его в умении применить в реальной схватке с соперником отработанные до совершенства во время тренировок, сложные связки движений - элементы ката. Чтобы соперник почувствовав твое реальное превосходство над ним отступил. Ведь ката - это не просто череда ударов, блоков, уловок. Ката - словно большая книга со многими главами, а бой - это лишь особая комбинация из нескольких абзацев этой книги.

Бой - это применение всего лучшего и наиболее эффективного для данной схватки с данным соперником, заранее продуманное использование имеющегося потенциала. То есть именно то, что ты готов в данный момент предъявить, останавливая и превозмогая вооруженного соперника. Но, так как соперники бывают разные, во время боя ты используешь и разные абзацы из своей "большой книги", комбинируешь и быстро подбираешь различные средства из доступного тебе арсенала. Так вот, мастерство в карате определяется степенью твоей способности заранее предугадать действия соперника. Если достиг этого уровня, ты - мастер! И тогда получаешь очередной Дан и имеешь право носить черный пояс .

Эта мысль, почерпнутая из той затертой, но умной книженки неизвестного составителя, глубоко засела у  меня в голове, и я взглянул на карате по другому. Благодаря этому открытию стало понятным, почему в карате существует такое разнообразие стилей. Их друг от друга отличают именно свои, особенные ката, - "большие" книги, - состоящие из особенных стоек, ударов, скрытых трюков, с их утонченной филигранностью исполнения. Открывшаяся истина позволила мне понять, в чем сила настоящих мастеров, в чем состоит признание их другими мастерами. Это позволило также осознать, в чем заключается философия карате, и почему его называют боевым искусством. И я стал составлять и оттачивать свои ката.  

Тренироваться по этой книжке было очень интересно, - так как благодаря ей я увидел свет в конце туннеля. Я начал уделять больше времени отработке плавности движений и четкости связок. Например: после блока гедан-барай в киба-дачи проводим ои-цуки, переходя в дзенкуцу-дачи, затем с разворота выполняем маваши-гери с возвращением в дзенкуцу-дачи. Для знатаков это описаное - явная "элементарщина", потому что полноценный ката, состоит более, чем из сотни разных движений, и занимает 30 минут исполнения, а иногда и более. Но в те далекие годы, почти на пустом месте, с помощью незатейливой самиздатовской книжки я докопался до этих истин, что вызывало массу положительных эмоций!

Мне доставляло огромное удовольствие качественное выполнять каждый элемент, каждое движение, раскладывая по-секундно, отрабатывая непрерывность, плавность, точность и удерживая равновесие. Тогда открылась еще одна истина жизни: что красиво, то и правильно! Было классно чувствовать гибкость, динамичность и силу своего тела, особенно, когда в момент завершения очередного движения звучал характерный "хлёст" складок кимоно. Это означало, что удар или блок выполнен уверенно и мощно. Так я тренировался полгода. Но что может дать книга доморощенного издателя? В этом деле всегда нужен живой и опытный учитель - сенсей.

Сначала наш тернер относился к тому, что я делаю с вниманием и интересом, но потом стал говорить, что это скорее балет, а не боевое карате. Он требовал от ребят силовой работы, больше контактных спаррингов - кумитэ, максимально приближенных к реальным схваткам, а не отточенности движений. Я же говорил, что отточенность создает стиль в карате, только отточенное движение становиться хлестким и мощным, даже при небольшой массе бойца. Но это отрабатывается годами. Для меня лицо мастера заключалось в его стиле, а карате, прежде всего, воспринималось мной как искусство. В какой-то момент показалось, что тренер хотел скорее создать из нас свою штурмовую группу, с неясными мне задачами, а не овладеть искусством боя. На этой почве возникли разногласия, и я ушел из секции. Только потом узнал, что томари-те в окинавской школе отличается от других стилей своей плавностью, "мягкостью", мгновенно переходящей во взрывную, молниеносную мощь. Значит, интуитивно я был на правильном пути.

С 3-го курса в институте началось преподавание специальных предметов, на освоение которых стало уходить немало времени, и возник вопрос: учиться или тренироваться? Для карате, как и для любого вида спорта нужна полная самоотдача, даже самоотрешенность, - только в этом случае достигаешь высокого результата. Рассудил я так: если бы заниматься этим с детства, да еще под руководством не самоучки, а тренера-профессионала, то, возможно, результат бы был. Однако, я уже готовил себя к мирной профессии - строительству, а в силовых структурах работать не собирался.. Поэтому я выбрал учебу в институте.

Пусть в искусстве карате совершенства я и не достиг, но то, что к нему прикоснулся не прошло бесследно. Мы с ним и до сих пор не расстаемся. От тех занятий сохранилось несколько "мини-ката", а также разминочный комплекс специальных упражнений, который до 50 лет я ежедневно повторял по утрам. Сейчас занимаюсь не так часто, но во время упражнений всегда, как в юности, по спине бегут мурашки .

Считаю, что те мои занятия карате не прошли бесследно и принесли немалую пользу. Во-первых, благодаря этому я окреп и телом, и духом, а во-вторых, - до сих пор постоянно поддерживаю и нахожусь в неплохой физической форме. Кстати, приобретенные навыки пригодились во время службы в армии. Также карате всегда помогало сосредоточиться и правильно повести себя во многих сложных, стрессовых ситуациях в жизни. И еще, я очень горжусь наградой Ронни Уотта! Он - настоящий герой, настоящий образ для подражания, потому что достиг совершенства и признания не только в мире традиционного карате, но и за это был удостоен Ордена Британской Империи, которым лично нагадила его Королева Англии, а также Ордена Восходящего Солнца с Золотыми и Серебряными Лучами, полученного из рук Императора Японии!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

БЕЛОРУССКАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЖУРНАЛ "МИР СПОРТА"

ПОМНИ ПРАВДУ!