ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА "ОЛИМПИЙСКОЕ КАЧЕСТВО"
Автор: Андрей А. Кокашинский
Олимпийское движение - это не только Олимпийские Игры, ставшие грандиозным праздником мира, это – бесконечный кладезь человеческой мысли и уникальная площадка для плодотворного труда, как научного, так и практического.
Олимпийское движение - это не только Олимпийские Игры, ставшие грандиозным праздником мира, это – бесконечный кладезь человеческой мысли и уникальная площадка для плодотворного труда, как научного, так и практического.
Олимпийская идея, охватившая весь мир, неисчерпаема. Она подарила человечеству истинные ценности и принципы, сформированные еще в древней Греции. Сегодня мы без труда ориентируемся среди таких понятий, как олимпийская наука, олимпийская культура, олимпийское образование, олимпийское перемирие, олимпийская солидарность и др., которые постепенно занимают уверенные позиции в нашей повседневной жизни.
Термин «олимпийское качество», который только делает свои первые шаги на пути к новой системе качества товаров и услуг, благодаря своему олимпийскому происхождению уже изначально содержит в себе уникальный потенциал и, можно без преувеличения сказать, имеет право на жизнь.
В самом скором будущем «олимпийское качество» в рамках создаваемой новой ветви системы качества даст возможность производителям товаров и услуг поднять имидж своих товаров на рынках, укрепить свои шансы на победу в конкурентной борьбе, реально увеличить объемы производства и продаж и за счет этого получить дополнительные прибыли.
С другой стороны, «олимпийское качество» позволит покупателям быстро принимать решение о покупке, не сомневаясь в полезности и безопасности товара, что, бесспорно, станет выигрышным как для производителя, так и для покупателя.
Настоящий проект не ставит перед собой задачу осветить все многообразие существующих систем, форм и методов оценки и защиты качества. Главная его цель – помочь производителю товаров и услуг разобраться в предлагаемой ему новой подсистеме качества, определить место этой системы в общественном воспроизводстве и обосновать аргументы в ее пользу. Пособие позволит производителю правильно оформить и подать заявку на присуждения своим лучшим товарам и услугам особого, «олимпийского» знака качества.
Покупателю пособие поможет выяснить, насколько важна независимая и профессиональная экспертиза качества приобретаемых товаров и услуг, какую роль в покупке играет культура потребителя, какую роль играют «опознавательные» знаки на продукции, но самое главное, пособие поможет покупателю, как сделать быстрый и правильный выбор при совершении покупки.
Благодаря новому, «олимпийскому» знаку качества и проводимой долгосрочной общественной акции, под названием «олимпийское качество», покупатели в скором будущем смогут сами реально оказывать влияние на качество потребляемых товаров и услуг, формировать уровень общественного доверия к ним.
Организаторы акции «Олимпийское качество», - Национальный олимпийский комитет и Государственный комитет по стандартизации и метрологии, - уже дали высокую оценку предложенной модели наивысшего качества, видя в ней мощный импульс для совершенствования и укрепления нашего общества в целом, сохранения здоровья и безопасности его граждан, роста конкурентоспособности отечественных производителей.
Создаваемая новая подсистема качества и особый «олимпийский» знак отличия позволят укрепить извечную связь между производителем и покупателем.
Олимпийское качество - понятие не новое
Уже на заре человечества люди поняли, что лучшие орудия труда позволяют добывать лучшие продукты и создавать лучшие условия обитания и безопасности. Естественно, древние люди вели постоянную борьбу не только с окружающей средой, но и между собой за б которые дарила им природа, и которые накапливались непрерывным трудом. Постоянные, жестокие и разрушительные войны были самым опасным, но наиболее быстрым способом получения лучшего общественного продукта. В то же время войны приводили к потере мастеров, ремесленников, крестьян, художников, различного рода творцов, и, соответственно, к утрате качества создаваемых ими товаров и услуг. Осознание потеть заставляло «человека разумного» искать мирные способы сосуществования племен и различных социальных групп. Опустошительность войн постепенно вытеснялась в сознании человека ценностью мира.
Наиболее яркой страницей истории на пути к миру стала Древняя Греция. Она подарила человечеству не только философию и демократию, которые до сих пор не утратили своего блеска и значения. Древнегреческие философы создали уникальную форму общественного уклада, основанного на четырехлетнем олимпийском цикле, вершиной которого стали древние Олимпийские Игры. Во время Игр по договоренности городов-государств прекращались всяческие распри и военные действия. Новый «олимпийский» уклад привел Древнюю Грецию к единству и процветанию. Стали развиваться науки, ремесла, искусства, сам человек, - люди получили новое качество жизни.
Современные потомки древних эллинов называют Олимпийские Игры нашего времени, как и много веков назад, «Олимпиакос Агонон». Слово «агонон» в греческом понимании является достаточно емким, так как оно отражает сущность философии жизни целой цивилизации. Наиболее близкое ему по значению слово «ярмарки», где на всеобщее обозрение выставляются различные достижения и без стеснения воспеваются их преимущества в надежде как можно выгодней их продать.
Образ жизни древних греков, который мы теперь называем «агонистика», практически представлял собой ежедневное состязание, которое проявлялось во всем. Греки, воспевая культ тела, культ искусств, культ силы, постоянно соревновались между собой во всех сферах жизнедеятельности. Даже своих богов в мифах и легендах они изображали постоянно соревнующимися: кто лучший?
Наиболее ярко конкурентные страсти между греками разгорались на особым городском празднике, который в те времена и назывался агоном. В конце праздника-агона победители получали не только призы, но и общественное признание. И не важно, был ли победитель гончаром или пекарем, главное, он был лучшим. Его товар становился с этих пор самым лучшим и имел наивысший спрос.
Со временем спортивные состязания из городских площадей, где проходили агоны, переместились вместе с атлетами и зрителями на специально обустроенные стадионы. Атлеты выделились в особый вид участников агонов. Они стали бороться за право называться самыми быстрыми, самыми сильными, самыми ловкими. А состязания музыкантов, поэтов, торговцев, ремесленников и кустарей не только не угасли, а еще с большей силой разгорались вокруг спортивных стадионов. В период между спортивными соревнованиями зрители становились полноправными участниками торгов – «агонов», соревнований другого рода. Именно здесь само общество давало оценку наилучшим товарам, и наиболее успешные продавцы получали долгосрочные заказы и постоянных покупателей, что в свою очередь обеспечивало развитие их хозяйств и процветание.
Увеличение числа участников агонов и постепенное объединение Греции в единое государство привело к организации и проведению всегреческих агонов, которые мы сегодня называем Олимпийскими Играми. Хотя справедливее было бы их назвать Олимпийскими ярмарками.
Под горой Кронос в Древней Олимпии, в живописном месте, избранном властителями греческих городов-государств для проведения Олимпийских агонов, открытие очередной Олимпиады превращалось в грандиозную ярмарку, куда со всех уголков Греции торговцы и производители везли все самое лучшее, самое качественное. Безусловно, центральное место на этом всегреческом празднике, занимали соревнования атлетов. Спортивные состязания и их победители становились достоянием истории. Даже сегодня мы можем прочесть имена почти всех олимпийских чемпионов древней Греции.
Но и состязания в других сферах человеческой жизнедеятельности также достигали здесь своего апогея. Древний олимпийский стадион собирал более чем 50 тыс. зрителей и участников, а место вокруг него превращалось в своеобразную всегреческую выставку качества, всеобщую ярмарку. Даже банк в Древней Олимпии считался самым лучшим, самым надежным греческим банком, и многие богачи предпочитали только здесь хранить свои сокровища.
Чтобы попасть на Олимпийские агоны, товары должны были получить наивысшую оценку у себя на родине, они должны были быть отобраны на местных агонах в своих городах. Поэтому на проводимой всегреческой ярмарке качества, Олимпийских Играх, и среди «неатлетов» (торговцев, ремесленников и др.) были свои победители, получавшие особые «олимпийские» награды. В первую очередь этими наградами становились процветание и благополучие, слава и гордость за результаты своего труда.
Через пятнадцать веков после закрытия римлянами Олимпийских игр и исчезновения древней Олимпии в результате землетрясения и затопления, французский педагог-исследователь, основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен с успехом возродил традиции древних греков. Изучив собранный по крупицам исторический материал, первые современные Олимпийские Игры он неслучайно приурочивал к открытию и проведению крупнейших промышленных выставок Европы и мира, подтверждая существовавшую у древних греков тесную связь между этими грандиозными мероприятиями. Первоначально организаторы и участники выставок восприняли Игры как своеобразное развлечение, забаву, в общем-то, как это было и на первых древних агонах. Но благодаря мощному заряду энергии, исходящему из олимпийской идеи, современные Олимпийские Игры очень быстро укрепили свое право на существование и получили международное признание. Даже коронованные особы и руководители государств почитали за честь присутствовать на этих прекрасных и грандиозных праздниках.
Со временем Олимпийские Игры выделились в независимый праздник мира, на котором атлеты в наши дни демонстрируют свою силу, волю и дух в честной и справедливой спортивной борьбе. Соревнования же между производителями и продавцами также постепенно развивались и охватили весь мир. Благодаря своему «олимпийскому» началу теперь они проводятся в форме разнообразных выставок, ярмарок, конкурсов качества и т.п. - от региональных до международных. Крупнейшие международные выставки напоминают «маленькую планету», где можно услышать почти все языки мира, найти товары со всех его уголков.
Победители таких выставок-состязаний не менее чем атлеты гордятся своими достижениями и стремятся разместить на своей продукции образы завоеванных призов в виде различных знаков отличия. Эти знаки красноречиво свидетельствуют о том, что их товар наилучший. Знаки привлекают внимание покупателей, создают положительный образ высокого качества, формируют доверие к продукции или услугам, свидетельствуют об их пользе и безопасности.
Качество, которое мы выбираем
В условиях разделения общественного труда почти все мы выступаем в роли производителей и покупателей различных товаров и услуг, но практически перед каждым из нас ежедневно встают вопросы: какой состав товаров и услуг я могу выбрать из того, что предлагает мне и моей семье современный рынок, как обеспечить здоровое и безопасное питание, как сделать свой дом уютнее и комфортнее и т.д. и т.п.?
Современные экономисты говорят, что в условиях массового рыночного производства, когда конкурентная борьба за покупателя достигает наивысших пределов, когда на рынки поступает широчайший ассортимент разнообразной продукции, покупатель получает возможность сделать наиболее удачный выбор, приобретая как гарантии, так и качество при наименьших расходах.
Экономическая теория отмечает, что конкурентная борьба производителей обуславливает тенденцию поступления на рынки товаров только высокого качества. Однако на практике это далеко не так. Недобросовестные производители и торговые посредники в погоне за прибылью прибегают к различным уловкам, для того, чтобы, с одной стороны, снизить затраты, а с другой - повлиять на выбор покупателя и, в конце концов, заставить его купить предложенный товар. Такое положение дел, бесспорно, приводит к обратной тенденции, - снижению качественных характеристик поставляемой на рынок продукции. Из этого следует вывод, чем больше на рынке недобросовестных продавцов, тем больше существует опасность приобрести некачественный товар.
Поэтому любой современный покупатель чуть ли не каждый день попадает в одинаково сложную ситуацию, связанную с покупкой: с одной стороны, он хочет, чтобы рынок предложил ему высококачественные товары по умеренным ценам, а с другой – он испытывает острый дефицит в ориентирах, формирующих его доверие к тому или иному виду товара.
Иногда люди судят о качестве вещи по ее цене, так как не имеют достаточной информации. Логика проста: чем выше цена, тем качественнее товар. Но, в конце концов, покупая один дорогой товар, мы лишаем себя возможности приобрести другой, а то и целый ряд других товаров. И это обусловлено, прежде всего, тем, что денежные ресурсы многих покупателей попросту ограничены. Поэтому не всегда дороговизна товара является критерием выбора большинства из нас.
Сегодня все большее влияние на наш выбор оказывают фирменные знаки, которые являются «визитной карточкой» производителя. Пока они являются главным нашим ориентиром среди товарного разнообразия. Но, к сожалению, эти знаки не могут дать полную гарантию качества товара, так как сами эти знаки при современном уровне техники легко поддаются подделке. Общеизвестно, что на рынки постоянно выбрасывается низкосортная продукция, хотя ее фальшивые товарные знаки свидетельствуют о высоком качестве, вводя нас с заблуждение.
Как же поступить, чтобы не ошибиться при совершении покупки? Что нужно знать, чтобы сделать наиболее удачный выбор? Каковы критерии оценки качества? Какие из этих критериев являются для нас приемлемыми, а какие из них являются обязательными для производителей? Все эти вопросы преследуют нас повседневно, особенно, при очередном посещении пригородного суперрынка, где легче всего попасться «на удочку» продавца-ловкача и допустить непростительные покупательские ошибки.
Действенную защиту товару могут дать только особые знаки отличия, знаки качества товара или услуги, получить которые производителю не так-то просто. Для получения такого знака и поддержания высоких потребительских характеристик своей продукции производителю необходимо постоянно участвовать в различных выставках, мероприятиях, в систематических и периодических экспертных процедурах и лабораторных наблюдениях. Только после такой разносторонней оценки, которую могут дать профессионалы-эксперты по качеству, вооруженные опытом, специальным лабораторным оборудованием и приборами, товарам присваивается особый знак. Этот знак сможет безоговорочно подтвердить истинное качество товара и обеспечить максимальное доверие покупателя.
Поэтому напрашивается резонный вопрос: а почему бы ни создать особый отличительный знак, присваиваемый товару или услуге, который бы гарантировал нам, потребителям, самое высшее качество? Название этому знаку приходит само собой - этот знак «олимпийского качества». Олимпийского – значит наивысшего общественного качества. В данном случае срабатывает принцип, - если для любого атлета самой дорогой и желанной наградой является олимпийская медаль, то для производителя такой наивысшей наградой за созданный им продукт будет олимпийский знак отличия.
Нужна ли акция «олимпийское качество» производителю и покупателю?
Любое изменение уже действующей системы требует от авторов этих изменений серьезного подхода и скрупулезного анализа. Потому аргументированное доказательство создания новой подсистемы и нового знака качества просто необходимо. Для этих целей было проведено целевое исследование, отдельные результаты которого приводятся ниже.
Исследование проводилось по трем направлениям:
· изучение факторов, оказывающих основное влияние на выбор потребителя в процессе покупки,
· анализ экспертной оценки выдвигаемых аргументов, говорящих о пользе начинаемой практической работы,
· анализ результатов экспериментального мониторинга, проводимого в ряде магазинов г.Минска при условии фактического размещения нового знака на продукции Минского завода безалкогольных напитков.
Выбор факторов исследования поводился с учетом, прежде всего, психологического аспекта, т.е. с позиций принятия решений непосредственно самим покупателем в ходе покупки. Поэтому такие факторы как развитие экономики страны и другие внешние факторы в данном исследовании не рассматривались, хотя они и оказывают некоторое воздействие на сложившуюся систему качества.
С учетом цели исследования его главными приоритетами выступают:
- связь производителя и покупателя под углом "олимпийского» качества";
- позиция производителя и его влияние на выбор покупателя с точки зрения предлагаемой к внедрению новой подсистемы качества.
Для изучения были выбраны следующие основные факторы, которые в зависимости от их степени влияния на изучаемый объект расположились в следующей последовательности:
- развитие технологий и здоровье,
- время на покупку,
- производители и конкуренция,
- государство и система качества,
- организация «состязаний» за качество,
- общественные организации и потребители.
Так как данная публикация является производственно-практической, подробности исследования в последующем изложении не приводятся, а дается лишь общая оценка отдельных факторов, наиболее ярко характеризующих его суть.
1. Развитие технологий и здоровье
Благодаря стремительному развитию человеческой мысли наша цивилизация претерпевает колоссальные технологические изменения. Современные технологии достигли невероятных вершин, что позволило создать такие новые товары, о которых наши предки не могли и мечтать. Сегодня человек стремится превзойти самого себя, с неистовством погружаясь в безбрежное море виртуальных компьютерных просторов, переступает «запретные» пороги микробиологии, проникает в глубины Вселенной и стремится подчинить их себе. Покорив Луну, человек готовится к полету на Марс! И это уже сегодня, а что же будет завтра?
Без преувеличения можно сказать, что людей, не стремящихся к прогрессу, совершенству, к качеству своей повседневной жизни, очень мало. Поэтому с каждым годом люди нацелены приобретать высокотехнологические, наукоемкие товары. К примеру, тенденции в современной моде предусматривают даже выпуск одежды с уже «вмонтированными» в нее калькуляторами, телефонами, чипами и т.п.
Эти изменения, прежде всего, отражаются на условиях существования отдельно взятого индивидуума и затрагивают все компоненты, составляющие концепцию уровня его жизни, сформулированную Организацией Объединенных Наций еще в 1961 году. Эта концепция определяет следующую последовательность элементов качества жизни: здоровье человека, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жизненные условия, социальное обеспечение, одежда, рекреация и свободное время, права человека. Как мы видим, «здоровье» стоит в начале этого списка.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – это, прежде всего, родители». А вот сохранение здоровья в течение всей жизни зависит в первую очередь от нас самих. Наше здоровье зависит от того, какие продукты питания мы потребляем, какое имеем образование, где и как мы работаем, какую одежду носим, как отдыхаем, какое время отводим физкультуре и занятия спорту, в конце концов, как поддерживаем и укрепляем свое здоровье.
Безусловно, первым здоровьесберегающим фактором является качество того, что мы потребляем. Чем качественнее продукты питания и товары, которые мы ежедневно используем, тем больше у нас возможностей сберечь свое здоровье, сохранить работоспособность, продлить свою жизнь.
В тоже время новые технологии не всегда способны защитить наше здоровье, а порой, выходя за рамки безопасности, могут просто нанести нам просто вред. Поэтому незащищенный покупатель, очень легко может стать жертвой несовершенной, небезопасной технологии. Ведь от покупателя скрыт сам процесс производства продукции, скрыты этапы переработки сырья, скрыты условия изготовления ее работниками, «климат» производства. Поэтому нам всегда интересно заглянуть «за кулисы» производства и узнать, в каких условиях создаются товары.
«Олимпийское качество» - это общественное качество. Производитель, заинтересованный в получении знака «олимпийского качества», в перспективе сможет приглашать общественную группу, состоящую из потенциальных покупателей и специалистов-экспертов, и затем через различные средства массовой информации показать обществу условия производства своей продукции. Такой шаг производителя станет не только мощным рекламным мероприятием, но и создаст ему положительное общественное мнение, имидж качества, а также определенные гарантии сохранения здоровья потребителей.
2. Время на покупку
Для того чтобы разобраться в качестве того, что мы едим, что мы носим, где мы живем и т.д., нам, потребителям, необходимо постоянно тратить другой бесценный ресурс, определенный природой, - время. Минуты, часы, дни, бесцельно потраченные на поиск товаров, в итоге складываются в годы бесполезно потерянного времени.
Покупатель, испытывающий постоянный дефицит времени, в процессе покупки не всегда успевает выяснить качественные характеристики товара. А ведь так хочется, чтобы приглянувшийся товар обладал не только высокими качественными характеристиками, но и время, затраченное на его выбор и покупку, было минимальным.
Главным и основным критерием выбора в таких условиях является наш покупательский опыт - «сын ошибок трудных». Немаловажное влияние на наши решения оказывают советы и опыт близких, друзей, знакомых. Помогают также ориентироваться в существующем разнообразии товаров и услуг рекламные буклеты и проспекты, статьи в журналах, инструкции на товары и их гарантийные сроки эксплуатации, информация из Интернета и др. Но такие ориентиры также требуют затрат времени, и ими не все могут воспользоваться.
«Олимпийское качество» - это особый отличительный знак, который предприятие может получить, выполнив ряд особых обязательных условий. В тоже время такой знак, появившись на товаре, позволит потребителям очень быстро принимать решение о покупке, если не сказать, мгновенно, потому что знак «Олимпийское качество» - это гарантия полезности товара, его безопасности и совершенства технологий, подтверждаемая оценкой профессиональных экспертных групп, создаваемых из высококвалифицированных специалистов и общественных контролеров.
3. Производители и конкуренция
Немаловажным фактором при выборе товара является информированность покупателей о его производителе. Товарное производство, т.е. производство, нацеленное на продажу, стремится наполнить рынки разнообразной и, естественно, востребованной продукцией. Однако, интересы производителя, особенно, если он - монополист, не всегда адекватны интересам покупателя. Подчиняясь законам конкурентной борьбы, предприятия и продавцы ежегодно «вываливают» на прилавки огромное количество новых товаров. Эти товары, появляясь в суперпривлекательной упаковке, стремятся не только завладеть новыми покупателями, но подменить и вытеснить собой традиционные, «проверенные» товары. Но кто даст нам гарантию того, что эти товары являются безопасными и обладают высокими качественными характеристиками? Старая английская поговорка: «Куда ни поглядишь – нет вещи без обмана, прокисло молоко, но рядится в сметану» и сегодня не утратила своей актуальности.
Наиболее надежным гарантом качественной покупки товара в данном случае выступает торговая марка производителя. Товарный знак - это стереотип, который мы носим в сознании, с которым мы связываем те или иные характеристики товара. Этот стереотип порой играет решающую роль при покупке, поэтому наиболее дальновидные производители на протяжении длительного времени вкладывают немалые средства в рекламу собственного товарного знака, шаг за шагом завоевывая доверие покупателя и побеждая в конкурентной борьбе. Но как мы уже отмечали, при орудиях производства товарные знаки можно легко подделать, а защита прав производителей на товарный знак – процедура не из простых.
«Олимпийское качество» - это особый отличительный знак товара или услуги, который должен постоянно завоевываться производителем. Списки производителей товаров и услуг, получивших знак «олимпийского качества» на очередной год, публикуются в открытых средствах массовой информации, и любая подделка знака бессмысленна, так как выявляется в самые короткие сроки.
4. Государство и система качества
Государство, выступая в роли основного механизма регулирования запросов общества и сохранения его безопасности, берет на себя функции контроля качества поступающих на рынки товаров. Оно следит за исполнением производителями технологических предписаний, а также за соблюдением правил торговли. Доверие граждан к проводимой государственной политике в области качества является первоочередным фактором при осуществлении нами той или иной покупки.
Постоянной заботой любого государства является приоритетный рост качества собственного, отечественного производства, так как оно является наиболее управляемой средой. Ведь не секрет, что любой народ гордится своими достижениями в области производства, своими торговыми марками, завоевавшими международные рынки. В то же время любая страна стремится избавиться от ненужных ей, залежалых товаров, не говоря уже об отходах производства. И дефицит той или иной группы товаров на внутреннем рынке приводит к катастрофическому импорту некачественной продукции и даже брака. Причем ловкие дельцы извлекают из этого неслыханные барыши. Что же касается громкого названия «секонд-хенд», то ему в русском языке соответствует слово «обноски», что даже звучит унизительно.
Развитие и укрепление систем качества на отечественных предприятиях позволят государству контролировать процессы производства, а предприятию, благодаря росту качества продукции, сохранить свой рынок сбыта товаров и увеличить объемы их продаж. Постоянно совершенствующаяся государственная политика в области качества, безусловно, обеспечивает экономическую безопасность страны, создает условия для улучшения ее имиджа на международной арене.
Создаваемая система качества и отлаженное законодательство, регулирующее как сферу защиты прав потребителей, так и сферу ответственности производителей и продавцов за выпускаемый продукт, являются для каждой высокоразвитой страны высококачественным товаром. Национальная система качества - это предмет гордости каждого гражданина, достояние всего народа, его национальное богатство.
Однако, национальная система качества не будет всеобъемлющей, если из нее убрать самого покупателя-потребителя. Система качества должна обязательно содержать в себе этот элемент, который предусматривает контроль за производителем со стороны потребителя. Модель системы «олимпийское качество» не только включает такой элемент, но и ставит его в центр системы.
5. Организация «состязаний» за качество
В нашей стране управление качеством возложено на Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт РБ). Главная задача Госстандарта - мониторинг и управление качеством выпускаемых отечественных товаров. Разветвленная сеть структур Госстандарта позволяет охватить как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях почти все производственные отрасли страны. Систематическая и кропотливая работа всех структур нацелена на безопасность и защиту интересов потребителей, на сохранение здоровья и жизнедеятельности нашего общества.
Одним из важных шагов Госстандарта, с учетом расширения и накопления отечественного и зарубежного опыта, стала организация и проведение республиканских конкурсов качества. Конкурсы «Премия Правительства», «Лучшие товары года Республики Беларусь», конкурс «Лучшие товары Российской Федерации» уже завоевали авторитет не только у производителей, но и у белорусских покупателей. С одной стороны, производители, благодаря своей качественной работе, заслуженно получают новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные. С другой - отличительные знаки конкурсов, сопровождающие товары, позволяют покупателям экономить время на покупку, получая в лице отличительного знака гарантию качества. Покупателю уже не нужно тратить время на «вычитывание» множества характеристик товара на его упаковке, тем более что многие из них во многом непонятны для большинства.
Тем самым конкурсы качества, тематические выставки качества имеют важнейшее значение, как для производителей, так и для потребителей. Они помогают нам, покупателям, делать правильный выбор, а не поддаваться соблазнительным пестрым упаковкам, внутри которых «бог весть что». В данном контексте «олимпийское качество» приобретает свое конкретное содержание и подчеркивает непосредственное взаимодействие с существующей системой качества. Кроме этого «Олимпийское качество» позволит дополнить и укрепить сложившуюся национальную систему качества целым рядом новых форм.
Так, до сих пор остаются неохваченными и выпадающими из списков производителей производители услуг различного характера, которые имеют немалую долю в общем объеме производства, в производимом национальном «пироге». «Олимпийское качество» позволит вовлечь поставщиков услуг в процессы состязания за наивысшее качество. Таким образом, «олимпийское качество», как особый показатель, сможет прировнять продукцию крупного производителя машин с услугами финтес-центра или маленькой парикмахерской. И тот и другой смогут носить один и тот же знак отличия – знак «Олимпийского качества».
6. Общественные организация и потребители
Во многих странах контроль качества товаров берут на себя различные общественные организации. Малейшее несоблюдение технологии производства, использование некачественного сырья, нарушение прав потребителей немедленно становится достоянием общественности. Недобросовестность производителя грозит ему огромными штрафами и в итоге приводит к краху всего бизнеса. Ведь, как мы уже отмечали, самое дорогое для человека - это его здоровье, и общество должно бороться за себя, за свои права.
В нашей стране в соответствии с Законом о защите прав потребителей, действующим с 1996 года, созданы общественные организации, которые помогают гражданам в выборе товаров, защищают их права перед производителями и продавцами. Можно без преувеличения сказать, что сегодня мы получили реальные рычаги воздействия на продавцов и производителей. Соблюдение Закона позволяет нам обезопасить нашу семью, наших детей и близких от некачественных товаров и услуг.
В то же время общество должно постоянно расширять свои возможности по контролю качества товаров в условиях стремительно меняющейся внешней среды. Поэтому и в этом ракурсе «олимпийское качество» приобретает особое звучание как гаранта общественной безопасности и сохранения свободы выбора потребителя. Осуществление намечаемой одноименной акции должны взять на себя общественные организации олимпийского типа, какими и являются Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь.
Приведенные выше выводы позволяют конкретизировать цели намечаемой общественной акции, а также представить четкие контуры структурной модели «олимпийского качества».
Комментарии
Отправить комментарий